Ваш репетитор, справочник и друг! Практикум по теории вероятностей Научись решать в считанные дни! |
2.2.3. Дисперсия дискретной случайной величиныВ предыдущем параграфе мы выяснили, насколько полезно знать математическое ожидание, однако только этой характеристики ещё не достаточно для описания случайной величины. Представим двух стрелков, которые стреляют по мишени. Один стреляет метко и попадает близко к центру, а другой… просто развлекается и даже не целится. Но что забавно, их средние результаты будет одинаковыми! Эту ситуацию условно иллюстрируют следующие случайные величины: «Снайперское» математическое ожидание равно , однако и у «интересной личности» оно тоже нулевое! Таким образом, возникает надобность количественно оценить, насколько далеко рассеяны пули (значения случайной величины) относительно центра мишени (математического ожидания). Ну а рассеяние с латыни переводится не иначе, как дисперсия. Посмотрим, как определяется эта числовая характеристика на одном из предыдущих примеров: Мы уже нашли неутешительное математическое ожидание этой игры, и сейчас нам предстоит вычислить её дисперсию, которая обозначается через . Выясним, насколько далеко «разбросаны» выигрыши / проигрыши относительно среднего значения. Очевидно, что для этого нужно вычислить разности между значениями случайной величины и её математическим ожиданием: –5 – (–0,5) = –4,5 Теперь вроде бы нужно просуммировать результаты, но этот путь не годится – по той причине, что отрицательные и положительные отклонения будут взаимоуничтожаться Чтобы обойти эту неприятность можно рассмотреть модули
разностей, но по техническим причинам прижился подход, когда их возводят в квадрат. Решение удобно оформлять таблицей: – Дисперсия – это математическое ожидание квадратов отклонений случайной величины от её математического ожидания. и из определения сразу следует, что дисперсия не может быть отрицательной – возьмите этот факт на заметку! Теперь вспоминаем, как находить матожидание. Для этого нужно перемножить
«пациентов» на соответствующие вероятности (продолжение таблицы): …Но не кажется ли вам, что на фоне выигрышей результат получился великоватым? Всё верно – мы возводили в квадрат, и чтобы вернуться в размерность нашей игры, нужно извлечь квадратный корень. Данная величина называется: 2.2.4. Среднее квадратическое отклонение 2.2.2. Математическое ожидание дискретной случайной величины Полную и свежую версию этой книги в pdf-формате, Также вы можете изучить эту тему подробнее – просто, доступно, весело и бесплатно! С наилучшими пожеланиями, Александр Емелин |
|